Главная тема проповедей Христа - покаяние: слово митрополита Марка в Неделю по Богоявлении

.

Проповедь митрополита Рязанского и Михайловского Марка в Неделю 34-ю, по Богоявлении, в Борисо-Глебском соборе города Рязани.

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодняшний воскресный день, когда Церковь еще продолжает праздновать великое событие Крещения Господня, она обращает наше внимание на это событие, а также на то, что за ним последовало. В сегодняшнем воскресном Евангелии от Матфея мы слышали краткое евангельское повествование, в котором говорилось о том, что Спаситель после Своего крещения переселился из Назарета в приозерный город Капернаум. И в этом городе Он по большей части и жил, так что этот город был назван для Него «своим городом».

Нередко люди, воспринимающие Евангелие с точки зрения гуманистических ценностей, считают, что главная идея Христа Спасителя - это проповедь любви, милосердия, справедливости. Это, как правило, люди, которые говорят о важности земной жизни, и чрезмерное упование полагают именно на эту земную жизнь. Но Господь учил и призывал людей к покаянию.

Символично, что значительная часть событий новозаветной истории отныне связана с Галилейским морем и с людьми, которые там трудились. Неслучайно, что большая часть учеников Спасителя была рыбаками. Это люди, которые жили около Галилейского озера, или, как его еще иногда называют, галилейского моря, и занимались своим простым древним промыслом. Господь поселился там и главное, что Он начал проповедовать - это тема покаяния.

Господь стал учить людей покаянию. Почему же покаянию? Разве нет чего-то другого, что было бы важно донести до своих слушателей? Нередко люди, воспринимающие Евангелие с точки зрения гуманистических ценностей, считают, что главная идея Христа Спасителя - это проповедь любви, милосердия, справедливости. Это, как правило, люди, которые говорят о важности земной жизни, и чрезмерное упование полагают именно на эту земную жизнь. Но Господь учил и призывал людей к покаянию. Почему же именно покаяние явилось главной темой учения Спасителя?

Потому что Господь говорил людям совсем о другом, нежели о том, что они думали, что они мыслили и что являлось содержанием их жизни. Кем были Его слушатели? Это евреи, которые испытывали большое влияние языческой среды. И не случайно жители Иерусалима, когда слышали о том, что Спаситель пришел из Галилеи, говорили: что может быть доброго из Галилеи? Почему же они так пренебрежительно относились к галилеянам?

Потому что они знали, что там люди плохо соблюдают Закон, плохо соблюдают обряды, религиозные традиции, мало молятся, что они испытывают сильное влияние языческих народов, которые жили в том месте. Господь призывает к покаянию для того, чтобы Его слушатели отбросили свои представления о жизни, представления, связанные с темой языческих верований, ложных богов, суеверий, а также с культом земной жизни.

Евангельское повествование, которое мы сегодня слушали, - это не просто рассказ из земной жизни Спасителя. Это призыв и к нам: покайтесь! Эти слова обращены к каждому из нас, к нашему сердцу.

Суета сует - вот что является часто содержанием нашей жизни. И потому вопрос о покаянии является актуальным не только для тех слушателей проповедей Спасителя, его современников, испытывавших сильное влияние язычества.

Мы считаем себя верующими христианами, говорим о разных добрых хороших вещах, приходим в храм, молимся.. Но что же является главным содержанием нашей жизни? Всмотримся в свое сердце. И часто оказывается, что Бог занимает в нашем сердце ничтожно малое место. Посмотрите на то, чем вы стремитесь заниматься в свободное время. Появилась минута - и кто куда тянется? Дети, и не только они, тянутся к играм, часто - к компьютерным. Взрослые тянутся к телевизору, кто-то тянется к бутылке, кто-то стремится просто лечь полежать на кровати, или думает о том, как бы поесть чего вкусного.

Суета сует - вот что является часто содержанием нашей жизни. И потому вопрос о покаянии является актуальным не только для тех слушателей проповедей Спасителя, его современников, испытывавших сильное влияние язычества. Многие из нас также в душе своей наполовину язычники или потребители. И потому тема покаяния, тема изменения своего сердца, изменения своих ценностей является важной и для всех нас.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы менялись, чтобы понятие «быть христианином» было для нас связано не только с ношением крестика или посещением храма, что мы часто делаем с опозданием, нерегулярно, не вовремя, а приходя в храм - говорим, болтаем. Дай Бог, чтобы мы менялись, чтобы мы были христианами по сердцу, чтобы Христос занимал главное место в нашей жизни, в нашей душе. А это возможно только в том случае, если мы изменим свое сердце, свой ум; если мы отбросим старые ценности, праздное, пустое времяпровождение и действительно захотим быть христианами не по имени только, а по делу. Аминь».