Петров пост в Рязанской губернии
Сейчас идёт пост, именуемый Петровым или, иначе, Апостольским. На Руси среди народа он назывался еще «Петровки» или «Петрово говейно».
Этот пост не является строгим. Но каким бы ни было время воздержания, главное, конечно, заключается не в ограничении насыщения тела, но в духовном возвышении ума и сердца. Не зря же пост у апостолов сопровождался служением и молитвой. (Деян. 13:1-3).
В этом плане пост остается неизменным. А о том, как подходили к питанию в дни Петрова поста в Рязанском крае, можно узнать из исторических источников.
Самым распространённым кушанием были квас с зелёным луком и свежие огурцы. Такая картина наблюдалась в Зарайском уезде, потому что: «Овощей нет ещё никаких, даже капуста кислая, заготавливаемая впрок, уже на исходе... Огородники в большом количестве развозят по деревням эти произведения, и крик по деревне «по лук!» приводит в движение обывателей...»
Рыба тоже входила в пищевой рацион. В начале XX века рыбной ловлей занимались крестьяне главным образом по двум наиболее крупным рекам – Ока и Дон, а также в районах запруд. На Оке тогда, а также по притокам ловилась в весьма ограниченных количествах даже «красная рыба» – осётр и стерлядь.
В Рязанском уезде жители употребляли соленую, и свежую рыбу. Соленая в Рязань поступала, как правило, из Саратова с Дона, и окрестностей Рязани.
Петров пост приходится ещё в такое время, когда организм требует витаминов. Именно зелёный лук и дикорастущие травы раньше были пополнителями запасов витаминов. Так духовный писатель XIX в. Д.И. Ростиславов (сын священника, родом из с. Палищ, Касимовского у. Ряз. губ., профессор и Инспектор Санкт-Петербургской Духовной Академии) вспоминал, что в детские годы им не раз приходилось питаться разными дикорастущими травами и свежим соком деревьев.
«...Летом мы отыскивали для себя на полях и в лесах и другие растительные вещества. Первое место занимал щавель, дигили, болотное растение, довольно рослое (1 и 2 аршина), и трава, которую мы называли чесноком. В лесу же мы употребляли особо сосновые почки, пока они ещё не одеревенеют. Главное же наслаждение – сосновый сок. Для получения его, в начале весны нужно было содрать с сосны кору её, под которою и находился несколько отвердевший сок, из которого должен составится новый слой сосны. Сок этот соскабливали с сосны в виде ленты и приносили домой, где он считался большим лакомством; только надобно было спешить есть его, иначе он скоро обращался во что-то похожее на древесину...»
В летнее время, когда шёл пост, крестьяне ели похлёбку и кашу с конопляным маслом или толчёным конопляным семенем, огурцы с квасом и рыбу, преимущественно солёного судака, картофель, варёную свёклу.
Пили воду и чаще всего квас. В середине XIX века в России уже употреблялся чай, но распространён был лишь у зажиточных крестьян, проживающих на прибрежных селениях и на больших трактах. Из воспоминаний Д.И. Ростиславова, которые относятся к 1820-м годам:
«Тогда начинал входить в употребление чай. Батюшка, бывши ещё в Палищах, купил самовар... Не говорю уже о нас – детях, которые первоначально даже с некоторою робостию смотрели на этот горячий и шумливый прибор, но взрослые люди, даже дьяконы и дьячки, удивлялись и не понимали, отчего он так скоро нагревал воду и приводил её в сильнейшее кипение...»
Однако уже в это время употребление чая было распространено в Рязани, где его пили практически все жители. Его привозили торговцы из Москвы, но чаще с Нижегородской ярмарки и причём хорошего качества. В нач. XX в. чаепитие очень распространилось, самоваров не было только разве что только у бедных крестьян.
Канд. истор. наук Воронина Т.А. Практика поста в Рязанской области XIX-XXI вв. (историко-этнографический очерк). Вып. №38. Гл. Петров пост. — Рязань, 2006. — С. 34-38. — Рязанский этнографический вестник (Из серии «Православие и традиционная культура Рязанской области»)
По материалам сайта Рязанской епархиальной библиотеки