День памяти преподобного Онуфрия Великого. Архиерейское богослужение в один из престольных праздников Скорбященского храма Рязани
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Рязани имеет несколько приделов. Центральный престол освящен в честь иконы Божией Матери «Все скорбящих Радость», правый – в честь праведного Алексия, человека Божия, и левый – в честь преподобного Онуфрия Великого.
Поэтому 25 июня, когда празднуется память преподобного Онуфрия, в приходе встречают особо, и помолиться за богослужением в день престольного праздника стремятся все прихожане. В этом году радость торжества удвоилась – Божественную литургию в храме совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.
Высота жизни преподобного Онуфрия выделяет его из ряда других угодников Божиих, хотя в истории Церкви просияли в подвигах отшельничества и строжайшего воздержания многие святые. Неслучайно этому угоднику Божию было усвоено именование «Великий».
В чем была суть его подвигов и может ли современный человек хотя бы в чем-то им подражать, говорил в наставлении после богослужения владыка Марк:
– Много веков назад один древний философ сказал: «человек – это общественное животное». Действительно, человек является существом, живущим в обществе, мы не можем представить себя вне его. Конечно, иногда нам хочется отгородиться от общества, нас начинают раздражают определенные люди, в том числе, среди наших близких, и тогда мы стремимся уединиться, побыть в стороне от общения и шума, в безмолвии и тишине.
И все равно нас тянет к обществу других людей. Иногда между людьми и нет особой любви и понимания, и все же после прощания они через какое-то время, соскучившись, тянутся друг к другу. Выясняется, что разлука, даже у тех, у кого есть взаимные претензии, способна излечить это непонимание.
Мы привыкли, что нас окружают люди, мы общаемся с ними, и в общении состоит великое достоинство и радость человека. И неслучайно есть характеристика ада как места, где люди не общаются друг с другом.
Нам сложно представить, что мы вне общества, далеко от людей. Тем не менее в истории христианской Церкви есть подвиги отшельничества, примеры людей, уходивших из человеческого общежития и по многу лет никого не видевших.
Сегодня – память такого святого, преподобного Онуфрия Великого. Он ушел в пустыню, чтобы предаться особым подвигам. Конечно, это подвиг чрезвычайно трудный. Он полностью положился на волю Божию, уйдя крайне далеко от мест человеческого общежития. 60 лет его глаза не видели другого человека, он ни с кем не общался, пока, наконец, к нему не пришел один искатель человеческих подвигов.
60 лет без людей, без помощи, без слов утешения… Какое же мужество имел этот человек! Мы не знаем, по сути дела, почти ничего о его подвигах. Что тут можно сказать? Пустыня, отсутствие гарантированного пропитания, человеческого общения и поддержки... Но все эти годы его хранил Господь. Отшельник поселился в пещере, возле нее Господь чудесным образом открыл источник воды. Рядом выросла пальма, которая питала его, указывая, что Господь не забыл этого человека. И все-таки такой подвиг является исключением.
Когда же другой инок, искатель благочестия, пришел в эту пустыню и встретил преподобного Онуфрия, узнав о его подвиге и сделав его достоянием всего христианского мира, то он тоже загорелся желанием остаться там. Но вдруг пещера обвалилась, источник воды иссяк, а пальма засохла. Это был знак Божий, что такой подвиг слишком труден и тяжел. Тот инок вернулся в монастырь и поведал о подвиге преподобного Онуфрия своим современникам.
Вот такие были люди, крепкие, действительно стремившиеся к единству слова и дела. Ведь что такое монах? Это слово происходит от греческого «монос» - «один», и только один. Преподобный Онуфрий действительно был только один, но, конечно, с Богом. Удивительный для нас пример веры, терпения и силы духа. Мы не можем уйти в пустыню, каждый из нас обременен десятками обязательств. Да и куда сейчас идти – все населено людьми. И все же нужно стремиться в пустыню, создать ее в своем сердце, чтобы там не произрастали страсти, чтобы освободить от них свое сердце. И тогда мы хоть в чем-то будем наследниками великого подвижника, преподобного Онуфрия.
Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, не просто жить как живется, но проводить дни в подвиге и трудах, думая о том, как преодолевать себя, свое бренное естество, жить не для себя, но для Бога и ближних.