Дар пасхальной радости. Литургия в понедельник Светлой седмицы
В понедельник Светлой седмицы 3 мая, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Троицком монастыре Рязани и возглавил крестный ход.
Первые семь дней празднования Святой Пасхи неслучайно носят название Светлой седмицы. Это время особое, когда все люди призываются присоединиться к ликованию о Воскресении Спасителя и спасении человечества от греха, проклятия и смерти. Отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны, утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов. Каждый день этой недели напоен пасхальной радостью, но все ли ее ощущают? И почему не всем и не всегда доступна эта радость?
Ответы на эти вопросы прозвучали в наставлении митрополита Марка в этот день:
– С каким понятием отождествляется в наших сердцах праздник Пасхи? Прежде всего, с понятием пасхальной радости. Мы говорим о том, что праздник Воскресения Христова несет эту радость в наши сердца, но между тем осознаем, что путь к ней долог и труден.
Сегодня во время чтения при совершении крестного хода мы мысленно переживали вместе с апостолами событие Воскресения Христова. Апостолы очень медленно и тяжело воспринимали пасхальную радость. Совсем иная гамма чувств раскрывается перед нами: страх, удивление, изумление, непонимание – что угодно, только не радость! Апостолы не могли понять и поверить в то, что Христос воскрес, в то, о чем Он Сам говорил им заранее, еще пребывая с ними в дни Своей земной жизни.
И мы, дорогие братья и сестры, на самом деле тоже трудно входим в пасхальную радость. Порой и во время пасхального богослужения мы стоим с хмурыми лицами, на которых очень трудно отыскать следы пасхальной радости. Мы думаем о чем-то другом, и даже если делаем усилие, пытаясь радоваться, сердце наше остается глухим, не откликаясь на попытки разделить ликование о Воскресшем Господе.
Мы или унываем, или обижаемся, или злимся, и все почему-то у нас происходит не так, как нам хотелось бы. Пасхальная радость – состояние труднодостижимое и трудноуловимое. Кажется, что может быть проще – всего-то улыбнуться, порадоваться! Но внешняя радость, которая порой нам свойственна, весьма и весьма далеко отстоит от пасхальной радости. Нам доставляют приятные эмоции вещи вторичные, бытовые – здоровье, возможность отдохнуть с приходом праздника и так далее. А попробовали бы мы вести себя таким же образом, когда плохо со здоровьем – каково это, возрадоваться, когда у тебя болит тело, или когда близким тяжело? Порой проще что-то претерпеть, выдержать какие-то испытания, насмешки, горе, нежели принять в свое сердце чистую небесную пасхальную радость. Она не входит в сердце злые, нечистые, оскверняющие себя непрощением других людей. Пасхальная радость – это дар Господа, ее невозможно заработать, заполучить в свою душу, просто улыбнувшись или заставив себя радоваться.
Если сердце у нас радуется, то мы радуемся в любых обстоятельствах, как бы трудно нам ни было. Будем молить Бога, чтобы Он дал нам этот небесный дар. А для этого нам нужно проявить усердие, простить от души своих делающих нам зло, примириться со всеми, изгнать злые, нехорошие помыслы – и тогда Господь даст нам этот бесценный дар радости о Воскресшем Господе!