Митрополит Марк совершил литургию в Сретенском храме города Рязани
22 октября в Сретенском храме города Рязани Божественную литургию совершал митрополит Рязанский и Михайловский Марк. В этот день на богослужение пришло немало верующих – совершенно разных людей, объединенных одной верой и желанием участвовать в общей молитве.
Но сокровенная жизнь любого человека, о которой ведает только сам человек и Бог, бывает разной. Разным бывает путь человека в Церковь, и по-разному складывается потом его духовная жизнь. Но ни у кого не бывает абсолютной праведности – свободен от греха лишь Господь. Нередко люди склонны забывать об этом, осуждая окружающих, в том числе и священников, за то, что те общаются с людьми, которые кажутся недостойными. Именно этой теме, болезненной для многих людей, владыка Марк посвятил свое наставление после литургии. В частности, архипастырь сказал следующее:
«Нередко в нашем современном обществе мы слышим упреки в адрес священнослужителей, представителей Церкви, что они общаются с разного рода людьми – и не всегда только хорошими, порядочными, известными своим добрым поведением, жертвенным служением, правильным отношением к закону и так далее.
Нередко бывает так, что священнослужители общаются с другими людьми, которых можно в чем-то упрекнуть, у которых были проблемы с законом, или о которых известно, что их состояние нажито неправедно.
И тогда с упреком говорят: вот, как же так, представители Церкви общаются с такими людьми!.. На самом деле ответ на подобные вопрошания, на эти недоумения и критику находятся в Евангелии. И это Евангелие мы слышали с вами сегодня. Спасителя упрекали в том, что Он общался не только с теми, кто считались праведными. А кто в то время составлял духовную элиту? Это первосвященники, книжники, фарисеи, то есть люди, которые были ревнителями Закона, которые стремились во всей точности исполнить все предписания ветхозаветных заповедей.
Но Господь, как мы читаем на страницах Евангелия, охотнее общался с людьми другого рода. Он общался с больными, нищими, мытарями, блудницами и с прочими людьми.
И сегодня мы слышали рассказ о том, как Господь призвал к Себе одного из апостолов, который до этого был мытарем. То есть был служителем иностранного государства и обогащался за счет народа. Господь отвечает этим людям, и этот ответ имеет силу на протяжении уже двух тысяч лет. Господь отвечает так: «Не здравые имеют нужду во враче, но болящие». И Христос пришел не праведников призвать к покаянию, обращению и спасению, но грешников.
Эта идея – покаяния и обращения – самая главная цель, для чего мы приходим в Церковь. Ведь на самом деле нет ни одного праведного человека. Некоторые говорят, что они праведные, что они порядочные, честные, чистые… На самом деле все это самообман и ложь. И в каждом из нас есть множество темных сторон. Каждый из нас и лукавил, и обманывал, и совершал грехи. Нет ни одного чистого. И не случайно говорится, что если Господь будет испытывать – никто устоит.
Как мы видим, именно болящие люди приходят ко врачам, стремятся выздороветь. Но и люди, которые совершают грехи – а таков весь человеческий род! – остро чувствуют свое недостоинство, и душа побуждает их к исправлению и изменению жизни.
Именно это является главным призывом, который обращает Церковь к каждому из нас. Однако иногда у нас возникает вопрос: а почему, когда мы пишем записки, то они – о здравии? Возникает иллюзия, как будто здоровье является самым главным прошением к Богу. Как будто кроме здоровья нам больше ничего и не нужно!
И если мы посмотрим на жизнь, на наш быт, то порой эта мысль находит кажущееся подтверждение: люди желают друг другу чаще всего здоровья, благополучия и так далее.
На самом деле вопрос не только и не столько в здоровье. Конечно, мы желаем друг другу его, ведь оно дает нам возможность делать добрые дела, жить в этом мире и служить Богу и ближним. Имея здоровье, мы имеем время для покаяния и исправления. Но почему же записки – о здравии?
В греческой традиции, когда речь идет об этом вопросе, то живые обозначаются как «живущие». И записки там пишут о живущих, и молитва совершается за живущих и умерших. Частица во время проскомидии вынимается за Божию Матерь, за Небесные Силы, за лики святых, и также вынимаются частицы и совершается поминовение живущих и умерших.
И когда мы вспоминаем живущих, то желаем им здравия души, спасения, познания Истины, обретения покаяния и всех обильных милостей от Бога».
Пресс-служба Рязанской епархии
Фотограф - Антоний Тополов